Оптимизация или рационализация базы поставщиков
База поставщиков - это количество, характеристика, адреса поставщиков, которые снабжают предприятие сырьем и материалами. Они могут быть организованы по группам товаров или поставщиков либо содержать информацию обо всех поставщиках, с которыми работает предприятие. Па тип базы поставщиков влияют такие факторы, как основные направления бизнеса предприятия; решения дилеммы "производить или покупать"; использование аутсорсинга и привлечение субподрядчиков; решения, принимаемые единолично, коллективно или па основе партнерства; система уровней поставщиков; международные или глобальные источники; встречная торговля, внутренняя корпоративная торговля, взаимная торговля; риски поставок и т.п. К Вашим услугам сегментация поставщиков для эффективного и прибыльного развития бизнеса.
Оптимизация или рационализация базы поставщиков заключается в определении числа поставщиков. Потребность в ней определяется необходимостью контроля ценообразования и процесса закупок; исключения из базы поставщиков, не способных выполнить требования покупателей, или тех, доля поставок которых составляет ничтожную часть. Целью оптимизации является потребность в уравновешивании возможностей службы закупок предприятия, с одной стороны, с минимальным количеством надежных поставщиков, предоставляющих товары и услуги высокого качества, на основе конкурентоспособной цены - с другой.
Преимуществами рационализации базы данных поставщиков являются экономия административных расходов; осуществление около 80% поставок поставщиками, выбранными в соответствии с требованиями покупателя; развитие долгосрочного партнерства и ассоциаций поставщиков; совершенствование стандартизации; исключение или уменьшение количества случайных закупок; уменьшение совокупных производственных издержек.
Возможные риски сокращения базы поставщиков: гиперзависимость от единственного поставщика; риск срыва поставок из-за забастовок, поломки оборудования, стихийных бедствий и т.п.; потеря доверия к поставщикам; сложность поиска новых или более конкурентоспособных поставщиков.
Управление поставщиками - это организация, управление и создание "портфеля (базы) поставщиков", которые предусматривают три вида деятельности: 1) управление базой поставщиков; 2) воздействие на поставщиков; 3) интеграция поставщиков.
Типология отношений с поставщиками включает:
o на краткосрочный период: все процессы планирования, принятия решения и переговоры в сфере снабжения;
o на долгосрочный период: формирование и управление хозяйственными связями в снабжении.
Управление базой поставщиков предполагает выполнение следующих действий: оптимизацию количества поставщиков; сегментацию базы поставщиков; составление характеристик поставщиков; выбор поставщиков; управление ведущими (ключевыми) поставщиками; привлечение к работе с поставщиками высшего управленческого звена; проведение оценки поставщиков; проведение аудита поставщиков; установление связи с поставщиками; организацию графика встреч с поставщиками; награждение поставщиков.